Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

А. C. Пушкин

«Разжигать интерес к литературе и литературному творчеству»

05 июня 2016

Интервью с Ольгой Павловной КУБЫШКИНОЙ

Ольга Павловна Кубышкина - директор Московской областной государственной детской библиотеки, заслуженный работник культуры Российской Федерации, кандидат социологических наук, исполнительный директор филиала Российского книжного союза по Московской области. Она успешно руководит библиотекой с 2006 года. За этот период стратегия деятельности библиотеки кардинально изменилась. Благодаря неустанному творческому труду, талантам, умениям и высочайшему профессионализму специалистов библиотеки, появилось много блестящих проектов, завоевавших популярность не только в Подмосковье, но и за рубежом. В преддверии Года литературы в России мы обсуждаем с Ольгой Павловной направления дальнейшей работы литературного объединения «Метафора» городского округа Балашиха.

 

- Вы, Ольга Павловна, - профессионал, успешно работающий над приобщением молодого поколения к литературе. Что нужно, на ваш взгляд, сделать ЛИТО «Метафора» для более эффективного поиска начинающих авторов в среде школьников, студентов, работающей молодежи и их привлечения в наше литературное объединение? Какие формы этой работы Вы считаете лучшими?

- Спасибо вам за то, что мы встретились сегодня. Вы посчитали нужным поговорить о литературной жизни в канун Года литературы, который, как известно, объявлен президентом России в 2015 году. Этот разговор, безусловно, может быть полезным. Очень важно, что свой акцент в деятельности вы делаете сегодня на молодых. Тем самым заботясь о будущем.

Надо отметить, что ЛИТО «Метафора» по праву входит в число старейших подмосковных литобъединений. И самое главное – эффективно работающих! Об этом свидетельствуют интересные проекты, интересные сборники авторов-балашихинцев, которые периодически выходят и презентации которых организуются прежде всего на площадках библиотек.

Следует сказать, что особым светом окрашен интереснейший проект, связанный с творчеством Николая Дмитриева. Этот проект включил усилия Централизованной библиотечной системы, литературного сообщества – ЛИТО «Метафора» и в целом общественности Балашихи. Он осуществляется под руководством администрации городского округа Балашихи и поддерживается Министерством культуры Московской области. Безусловно, Николай Дмитриев - известный российский поэт, лауреат премии Ленинского комсомола, признанный, знаковый поэт рубежа XX-XXI веков, который свыше двадцати лет жил и творил здесь, в Балашихе. В ходе популяризации творчества этого поэта была открыта мемориальная доска в общеобразовательной школе №2, была создана библиотека семейного чтения имени Николая Дмитриева. Министерством культуры Московской области был поддержан областной проект «Дмитриевские чтения», который родился по предложению именно администрации и литературной общественности Балашихи.

Вы задали вопрос, какие формы лучше, что нужно делать, чтобы привлекать молодежь. Думаю, что вот эта форма - «Дмитриевские чтения» очень оптимальна. Мне кажется, что те мероприятия, которые входят в этот проект, себя очень оправдывают. Первоначально - конкурс «Первоцвет», потом разные другие конкурсы литературного творчества. Знаете, что мне представляется важным? То, что акцент был сделан на школьников. При поддержке администрации Балашихи в этот процесс были вовлечены все общеобразовательные школы. В рамках конкурсов литературного творчества дети не просто читали стихи Николая Дмитриева, дети высказывали свои суждения о том, почему их затронуло творчество поэта, что вызвало у них такой интерес к творчеству земляка. Я считаю, что это первооснова всего – такая практика может быть освоена и в других подмосковных районах.

Балашиха, честно надо сказать, не была здесь первооткрывателем. В свое время, когда от Министерства культуры Московской области мне было поручено заниматься проектом, на одном из оргкомитетов я внесла предложение: «А давайте сделаем так, чтобы имя и творчество Николая Дмитриева знали не только читатели библиотек, а и все жители. Он ваш знаменитый земляк, об этом надо рассказывать. И в первую очередь, понимая, что все начинается с детства, со школы, нужно не только удовлетворить спонтанный интерес детей к поэту, но организованно формировать этот интерес с юного возраста».

Рассказала о добром начинании в Ленинском районе (город Видное), где работает сильнейшее и старейшее литературное объединение им. Филиппа Шкулева, и предложила повторить положительный опыт, связанный с увековечиванием памяти поэта Евгения Зубова. Литературное объединение, о котором идет речь, возглавляет Алексей Павлович Зименков - истинный подвижник, просветитель, известный литературовед, критик, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН. В Ленинском районе в свое время жил и творил поэт Евгений Зубов, рано ушедший из жизни из-за непреодолимой болезни. Его называли вторым Есениным. У него совершенно потрясающие стихи о России, о своей малой родине, о природе. Любовь земляков к его творчеству позволила Ленинскому району, и в первую очередь литобъединению совместно с централизованной библиотечной системой, организовать целый цикл мероприятий памяти поэта. Там постоянно проходят поэтические конкурсы, вручаются литературные премии имени Зубова. Мне неоднократно приходилось бывать на этих конкурсах, где участвуют абсолютно все школы. Самое важное, что им удалось при содействии местной администрации сделать так, что уже много лет каждый учебный год начинается с урока Евгения Зубова. Представьте, что в течение 11 лет обучения в школе, с первого класса, ребенок слышит это замечательное имя на различных мероприятиях. Естественно, это отражается на духовном развитии детей и подростков, формирует определенные принципы, ставит нужные акценты.

Предложила то же сделать и в Балашихе. Меня порадовало, с каким энтузиазмом это предложение было поддержано! Еще больше я удивилась, когда в Балашихе очень быстро воплотили эту идею. После весеннего разговора уже в сентябре (!) прошел первый урок поэзии Николая Дмитриева. Все школьники в сентябре во всех школах города говорили о своем знаменитом земляке на уроке его памяти.

Здесь вспомню замечательного энтузиаста, подвижника, очень обязательного и активного человека Викторию Викторовну Королеву. Она в то время была заместителем руководителя администрации городского округа Балашиха по социальным вопросам. Как мне известно, в Балашихе произошли изменения – поменялась власть. Вопросами социальной сферы сегодня ведает Лилия Набиулловна Татевосян. Это еще один энтузиаст, замечательный человек. Я ее хорошо знаю по городскому округу Железнодорожный, и я уверена, что Лилия Набиулловна, как руководитель нового типа, будет поддерживать добрые начинания деятелей культуры Балашихи. И свидетельство тому – уже первые шаги новой администрации. Разве не прекрасно, что в преддверии Года литературы принято решение о бюджетном финансировании журнала «Балашиха: Голоса сердец»?

Возвращаясь к вопросу о молодежи, я считаю, что основа основ – со школы вести разговор о знаменитых земляках. Это сегодня уже делается в Балашихе. Не только о Пушкине, Блоке, Ахматовой разговаривать на уроках и изучать их творчество! Классики – это классики, но, когда мы говорим о патриотизме, надо чаще обращаться к близким, местным примерам. Мы сейчас ищем национальную идею. Это очень модная тема. На мой взгляд, национальная идея в нашей стране витает в воздухе. Никто никогда не сможет Россию победить духовно, если главной будет идея, которая живет в нас - идея патриотизма, любви к своей земле, к Родине. А это неотделимо от любви к людям, которые живут и творят на этой земле. Всем нам, кто занимается духовным воспитанием, надо обращать на это внимание, надо действовать очень тонко, внимательно. Знакомя детей и юношество с творчеством Дмитриева, мы воспитываем патриотические чувства. Через взгляд поэта и взгляд на поэта мы можем рассказывать о нашем городе, о проблемах, которые нас волнуют. Это и называется патриотизмом, и вызывает патриотизм.

Эта форма работы должна, по моему мнению, развиваться и в будущем. Если мы сегодня говорим о предстоящем Годе литературы, о необходимости более активной работы с молодым поколением, надо пойти дальше, сделать следующие шаги в развитии и этого проекта. Можно было бы, например, учредить литературную премию имени Николая Дмитриева, причем конкретно для молодых авторов, и сделать ее вручение ярким городским мероприятием.

В чем еще нуждаются молодые авторы? Мое общение с литераторами, с молодежью Московской области показывает, что узким местом является индивидуальная работа с начинающими, в том числе с молодыми авторами. В чем им надо помочь? Работа с творческими людьми – это очень тонкое дело. Нужно уметь так тактично, осторожно сделать замечание, поправить, обратить внимание на какие-то нюансы творчества, чтобы автор не обиделся, не замкнулся, пришел в следующий раз, не подумал, что его хотят «задвинуть». Кстати, в такой работе нуждаются и более опытные авторы.

Если говорить о каком-то глобальном привлечении молодежи (и не только молодежи), то я бы выразилась так: надо «разжигать» интерес к литературе и литературному творчеству у молодежи и в целом в социокультурной среде. Как это сделать? Необходимо, например, в некотором роде организовать «ажиотаж» вокруг литературных проектов. Надо привлечь и местную, и областную прессу. Чтобы разжечь интерес у молодежи к литературе, ЛИТО «Метафора» необходимо делать акцент на популяризацию местных авторов, и это должно стать системой. Я вижу у вас в Балашихе такие возможности.

Первая - цикл материалов о педагогах литературы, пропагандирующих творчество авторов-земляков. Есть в Балашихе превосходные педагоги литературы. В преддверии и в Год литературы я бы на местном ТВ и в газетах сделала цикл программ о ведущих педагогах литературы в школах, которые работают креативно, уделяя внимание, кроме стандартной школьной программы, и творчеству местных авторов. Например, активно привлекают на свои уроки балашихинских литераторов. Такая популяризация творчества членов ЛИТО «Метафора» через педагогов русского языка и литературы будет очень интересной. Я вас уверяю, эти программы будут смотреть и дети, и родители. Это некий общественный резонанс.

Вторая – библиофилы среди нас. Возможно, у вас в городе есть люди, которых мы с любовью называем библиофилами, которые имеют интересные библиотеки. Но не библиотеки ради библиотеки, а рабочие библиотеки, в которых прочитываются книги, собираются книги по определенной тематике, популяризируются, пусть даже в небольшой среде своего общения. ЛИТО «Метафора» может инициировать цикл статей и телепрограмм о библиофилах и личных библиотеках городского округа Балашиха. Надо, чтобы такая инициатива шла от общественности. Возьмите и напишите в газете «Факт» воззвание к библиофилам. Это может сделать, например, Лидия Александровна Ефимова. У нее получится замечательно, она вообще одна из самых, на мой взгляд, интересных подмосковных поэтесс. Когда мне Лидия Александровна подарила свой сборник, я читала ее стихи и плакала. Лидия Александровна сможет сделать эту страницу замечательно! И вообще надо сделать постоянную страницу «Году литературы посвящается».

Третья – внимание литераторам-землякам. Много делается в Балашихе, но мне кажется, что со временем появляется некая традиционность определенных форм. ЛИТО «Метафора», как творческому сообществу, надо сделать в этом направлении какие-то открытия. Помните у Есенина: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»? Например, попробовать на всех членов ЛИТО взглянуть свежим взглядом, как говорят журналисты, «не замыленным». Сделать цикл презентаций, рассказов о ваших авторах - о тех, кто рядом с нами. Конечно, все звезды, которые сюда приезжают, это здорово, но надо особое внимание уделить самим балашихинцам. В Год литературы это будет очень красиво звучать, пусть, в том числе и молодежь знает, сколько интересных имен в Балашихе. Можно сделать именные приглашения и рабочей молодежи, и студенческой, самым разным аудиториям, проводить встречи на самых разных площадках. Пусть это будут праздники общения с литературой и литераторами. Презентации ваших авторов! То, что вы уже делаете, но давайте это делать шире, масштабнее, чаще!

Конечно, разыскать и привлечь учащуюся молодежь Балашихи проще, чем рабочую или студенческую из московских вузов, но все равно их знают и на них тоже можно выйти. Мы видим и победителей поэтических конкурсов на литературных мероприятиях, есть молодые лица, их много, но все-таки очень мало пока о них знают в родном городе. Мы знаем о том, что литобъединение есть, но надо максимально как можно больше рассказывать о нем населению. Как это сделать, мы уже говорили.

 

- На какие формы работы Вы бы посоветовали нам обратить внимание, составляя план ЛИТО «Метафора» на предстоящий 2015 год - Год литературы в России? Что бы Вы посоветовали сделать в «духе времени»?

- Чтобы в сознание проникала поэзия, она должна быть всюду. С точки зрения психологии, как это происходит? Как мы воспитываемся? Конечно, начиная с детства. Хорошо, если нам на пути попадаются люди, которые могут положительно влиять на наше мировоззрение. Мы знаем из истории, что у Пушкина была няня - знаменитая Арина Родионовна, которая ему рассказывала сказки, напевала народные песни. У каждого было что-то, повлиявшее на него. Пусть это в нашем случае будет литература. Для молодых нужна системность мероприятий, причем интересных, привлекательных. Системность обязательна!

Я считаю, что в Балашихе высокопрофессиональное результативное управление культуры! Не могу не сказать о Светлане Васильевне Шарцевой, о Марине Анатольевне Черновой, подчеркнуть их роль в развитии культуры в городском округе, роль администрации города, которая поддерживает литературные начинания! Но есть еще много резервов. В Балашихе сложилась система замечательных массовых праздников, а вот в Год литературы можно было бы внедрить новые, именно литературные. Может быть, организовать литературные флэшмобы, литературные открытые площадки, где балашихинские литераторы могли бы представлять перед населением свои произведения. Так называемый, открытый микрофон. Уверена, в процессе родится еще множество различных идей.

Считаю, что в детстве литературу надо настойчиво «навязывать» ребенку. В высоком смысле слова! «Начитывать». Так считают многие педагоги, библиотекари, работающие в сфере детского чтения. Другое дело, что гибко надо «навязывать». Может показаться, что как-то не стыкуются эти глаголы с нашими целями, но ведь мы видим в окружающем мире примеры такого воздействия на людей по другим - не литературным, а, например, политическим темам. И эти массированные идеологические атаки достигают своих целей. А нам нужно добиться своих целей: духовно-нравственного воспитания. Поэтому надо быть настойчивее!

Нужно больше делать объявлений о проводимых в городе литературных мероприятиях в школах, в других учебных заведениях. Шире использовать СМИ и Интернет-порталы. Обязательно сделать тему для телевидения под общим названием «Год литературы». Ввести рубрику «Молодые». Кто-то записаться у учителя на глазах класса может постесняться, а по объявлению - придет.

Еще, на мой взгляд, можно сделать интересный телевизионный проект с названием, например, «Искусство слова» или «Балашихинские литераторы». Программа могла бы выходить с периодичностью 1-2 раза в месяц для жителей городского округа Балашиха. В нее ввести рубрику «Литературная молодость Балашихи», где авторы могли быпочитать свои произведения, поделиться своими взглядами. Если будет такая необходимость, я готова вам содействовать: приглашать молодых поэтов, которые популярны в молодежной среде.

 

- Какие площадки, помимо библиотек, для литературных встреч Вы считаете привлекательными?

- Где лучше проводить встречи и мероприятия? Библиотеки, конечно, это обязательно. Они были и останутся местом литературных встреч. В основе государственной политики сейчас – изменение принципов работы библиотек. Перед библиотеками поставлена стратегическая задача: они должны стать клубами общения. Не только пунктами выдачи и приема книг, а и вести работу с населением через популяризацию книг, продвижение чтения. Но при этом еще, конечно, образовательные учреждения. Это даже и детские сады, потому что детей 6-леток библиотеки уже начинают готовить к посещению библиотек. У многих библиотек заключены договоры с детскими садами. Регулярно туда приходят специалисты детских библиотек, которые проводят самые разные мероприятия, разного формата с малышами. Площадки могут быть и на предприятиях, в организациях, в учреждениях, где для этого есть подходящие аудитории - залы заседаний, места отдыха.

Важно обо всех встречах давать информацию. В ней обязательно выходить за привычный круг привычных имен! Пусть только одному новому поэту, прозаику предоставить слово на мероприятии, но потом обязательно написать о нем, напечатать пусть одно стихотворение нового автора, которое прозвучало на этой встрече. Заниматься популяризацией! Это поддержит начинающего поэта, это поддержит интерес к общению на литературные темы. Вот вы говорите, что после одной из встреч молодой автор вам передал свои стихотворения и прозу. Опубликуйте, расскажите об этом авторе. Это будет пример и для других. Публикацию начинающих и новых авторов надо сделать доброй традицией.

Подводя итог ответа на вопрос о площадках общения, хочу добавить еще один вариант. Учитывая,что в Балашихе умеют проводить массовые мероприятия, можно на весну следующего года запланировать «Литературный пикник». И вот, представьте: на берегу Пехорки – там, где находится библиотека семейного чтения имени Николая Дмитриева, - поставлен открытый микрофон. Можно придумать какие-то блюда, например, с вашими местными хлебопеками какие-нибудь булочки испечь с литературными названиями «Горе от ума», «Муки творчества», «Отцы и дети» и др. На «Литературный пикник» обязательно придут семьи. Какой бы набор мероприятий не был бы предложен, но основу обязательно должна составить литература.

Много пишут о вечерах семейного отдыха в библиотеках, на которые встретиться с литераторами, музыкантами, художниками приходят родители с детьми. Беседуют о литературе, о воспитании, о творчестве. Почему бы и вам в Балашихе не бросить такой пробный камень, пробный шар? Можно посоветоваться на одной из встреч в Центральной библиотеке им. Ф.И. Тютчева с культурной общественностью города: «Как вы думаете, будет ли пользоваться спросом у нас такая форма?»

 

- Мы задумали возродить такую сторону деятельности ЛИТО, как школа литературного мастерства. Оказывается, это не так-то просто. Можете ли Вы, Ольга Павловна, помочь и чем? Например, педагогами для двух-трех-четырех занятий? Вы ведь лично знаете многих маститых литераторов, наверняка - и литературоведов.

- Узким нашим местом повсеместно является работа с авторами, с их произведениями. Однозначно в литературных объединениях должны быть открытые мастер-классы, творческие лаборатории, чтобы в них могли прийти не только уже объединенные в сообщество пишущие люди, но и все желающие поговорить о творчестве. Нужно давать о таких встречах объявления. Люди должны знать, где можно поучиться, получить и начальные сведения, и отточить мастерство. Кто может выступить в качестве наставников, учителей? И маститые литераторы, и ваши авторы, члены Союза писателей, и приглашенные из других литературных объединений. Причем, когда вы приглашаете литераторов из других городов, с одной стороны – это творческое взаимодействие, а с другой – свежий взгляд. Объективным взглядом дать оценку произведению, подсказать, на что обратить внимание, – это будет полезно. Литературные объединения это делают, но редко. В основной массе – это разговор между собой, в своем кругу. Кто-то говорит, что написал произведение и хочет представить на «суд». Вот пусть это не будет настоящим судом, а будет доброжелательным обменом мнениями, может быть, подсказкой, может быть, одобряющим словом или деликатно высказанным сомнением. Коллеги пусть присутствуют, но оценку все-таки должны давать профессионалы. Причем - не всегда прилюдно, только с согласия автора. В Подмосковье достаточно маститых писателей, большая писательская организация. Есть кого пригласить. Нет другого пути, кроме пути совершенствования! Нет другого пути, кроме работы профессионалов с авторами!

 

- Что полезного, интересного для ЛИТО «Метафора» есть в работе других подмосковных литературных объединений? Чей и какой опыт нам может пригодиться?

- Работающих литературных объединений в Подмосковье около 50. Среди них положительные примеры, конечно, есть. В чем сила объединения? Расскажу на примерах.

Стабильно работает ЛИТО им. Шкулева в Ленинском районе, которое уже упоминалось мной. Среди членов ЛИТО - много членов Союза писателей. Произведения поэтов и прозаиков разбираются на регулярных заседаниях ЛИТО в критической, но конструктивно-доброжелательной атмосфере. Постоянно происходит «разбор полетов». Каждый пишущий человек представляет свои творения на общий суд. Человек не боится, он знает, что его не оскорбят, не осмеют. Вот такую атмосферу надо создавать и поддерживать для развития творчества. Создана молодежная студия, где занимаются с молодыми. Руководит Галина Трофимовна Логинова. На занятия приходит много школьников, студентов, рабочих, и каждый уходит с добрым советом и добрым напутствием.

Большое влияние на людей, которые участвуют в литературном процессе, оказывает тот факт, что в этом ЛИТО налажено теснейшее взаимодействие с методическим объединением педагогов русского языка и литературы школ района, которое возглавляет Галина Николаевна Емельянова. Это люди-фанаты, энтузиасты, они преданы слову, литературе. Какой контингент задействован? Молодежь школьная, гимназическая через всех педагогов, но с особой ролью педагогов литературы. А также родители и выпускники школ. Вывод однозначный: когда мы объединяем усилия, и результаты лучше.

Силу ЛИТО придают и маститые литераторы, входящие в них. Например, в Орехово-Зуево это Владислав Анатольевич Бахревский, известный писатель, выпустивший много книг. Литераторы не просто приходят на заседания объединений, а обсуждают произведения, смело участвуют в разного рода конкурсах. Участие в конкурсах разного уровня, не только в областных, но и всероссийских, - это, с одной стороны, говорит о талантах тех, кто пишет, а с другой - об очень грамотной, вдумчивой, деликатной работе наставников, которые работают с авторами, в том числе с молодежью. Например, благодаря тому же самому Алексею Павловичу Зименкову в Ленинском районе есть прекрасная девочка Света Гринь. В прошлом году она стала лауреатом премии губернатора Московской области в номинации «Поэтический дебют» премии Роберта Рождественского.

Ленинский район выступил в свое время инициатором создания творческой лаборатории литературно одаренных детей Подмосковья. Все эти годы она проходила на базе библиотеки Чуковского в Переделкино - на земле, напоенной литературными талантами. Это место было, конечно, принципиальным, но сейчас ситуация поменялась в связи с тем, что Переделкино территориально вошло в Москву. Тем не менее, творческая лаборатория продолжает действовать.

Здесь же, в Ленинском районе, по инициативе ЛИТО им. Шкулева проходил детский литературный конкурс «Подсолнушек». Одним из организаторов было литобъединение. Сейчас этот конкурс уже не проводится, но на смену приходят какие-то новые формы.

Огромная работа по популяризации творчества Евгения Зубова – это тоже образец для подражания. Как здесь не вспомнить великого Пушкина!

«Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам»…

Любого школьника спросите сегодня в Ленинском районе, и он скажет вам, кто такой Зубов. Более того, у них постоянно – по инициативе ЛИТО и с его участием! – проходят различные конкурсы: «Самый читающий класс», «Люблю тебя мой край родной», «Зубовские чтения». Сегодня ни одно общественно значимое мероприятие в Ленинском районе, тем более связанное с литературой, не проходит без обязательного активнейшего участника ЛИТО им. Филиппа Шкулева. Поэтому всем есть на что посмотреть и чему поучиться в Ленинском районе! Недаром район называют литературной столицей Подмосковья.

Очень интересно работает еще одно литобъединение в Подмосковье - ЛИТО «Родники», Ступинский район. Руководит им Владимир Артемович Леонов, именитый поэт, лауреат губернаторской премии имени Роберта Рождественского. Есть при этом объединении и молодежная студия «Роднички». Как раз изюминкой этого объединения является регулярное проведение творческих вечеров участников ЛИТО, презентация авторских сборников. Результат плодотворной работы – большое количество членов Союза писателей России. Кстати, совсем недавно молодой автор из Ступинского района Светлана Родионова стала лауреатом губернаторской премии имени Роберта Рождественского в номинации «Поэтический дебют».

Интересно работают и другие подмосковные литобъединения. У каждого есть что-то свое. Например, ваш журнал «Балашиха: голоса сердец».

 

- Да, мы очень любим наш журнал. Что Вы хотите пожелать журналу «Балашиха: голоса сердец»? Какие рубрики любите в нем? Какие рубрики хотите увидеть?

- Очень хороший журнал! Во многих районах выходят литературные альманахи. В Подольске – замечательный альманах, которым руководит Александр Андреевич Агафонов. В Коломне Виктор Семенович Мельников, известный наш писатель, выпускает альманах. А вот журнал «Балашиха: голоса сердец» интересен еще и тем, что он не просто литературный, он не ограничивается публикацией только литературных произведений. Там много размышлений, мнений, выступлений общественных деятелей. Это интереснейший журнал с уже большой историей. Вы меня спрашивали, что полезного взять от других регионов Подмосковья, а я хочу заметить, что журнал в Балашихе - это однозначно пример для других.

В следующем году планируется литературный фестиваль изданий - альманахов, журналов. Журнал «Балашиха: голоса сердец» уже отмечался Московской городской организацией Союза писателей России. Время идет, надо продолжать двигаться дальше. Вносить в журнал новое. На планируемом фестивале обязательно еще раз заявить о себе. У вас формат, которому нет аналогов в Подмосковье. Публицистической составляющей нет ни у кого!

Можно пожелать - особое внимание в журнале уделять молодым: и авторам, и любителям литературы.

 

- Мы знаем, Ольга Павловна, что планируется проведение форума литераторов Подмосковья. Как Вы представляете, что ждет от него губернатор Андрей Юрьевич Воробьев? Поэты, прозаики, публицисты городского округа Балашиха занимают активную гражданскую позицию. Мы могли бы подготовить выступление по тематике форума от литераторов ЛИТО «Метафора». Ярким акцентом на форуме может стать исполнение песен на стихи подмосковных, в том числе балашихинских, авторов.

- Думаю, что губернатор, инициируя встречу с писателями и поэтами Подмосковья, ждет того же, что ждет от всех людей: активной гражданской позиции. Вклад литераторов, естественно, заключается в том, чтобы через слово воздействовать на души людей. Если у человека светлая душа, то, соответственно, он решает и все жизненные проблемы: отношение к делу, отношение к семье, отношение к старикам, к детям и вообще к земле, на которой он живет, – с этих светлых позиций. Я считаю, что цель губернатора такая: понять, чем живет сейчас литературная общественность Подмосковья, в какой поддержке нуждается и поддерживает ли она его в его действиях.

 

- Имеются ли областные программы издания книг подмосковных авторов? Можно ли и в какой форме помочь авторам издавать книги не только на собственные средства? Планируется ли в Год литературы в России выпуск изданий подмосковных авторов, формируется ли бюджет для такой издательской деятельности и как членам ЛИТО «Метафора» можно подключиться к такой программе? Если такой программы нет, к кому Вы рекомендуете обратиться с инициативой (просьбой) создать ее?

- Думаю, рассмотренной на уровне правительства, утвержденной областной программы нет, насколько я знаю. Раньше была. Министерство культуры издательством не занимается, это вопрос министерства печати. Есть подмосковный альманах «Московский летописец», есть издательство «Подмосковье». Я думаю, с ними можно переговорить. Может быть, через министерство культуры обратиться в министерство печати в честь Года литературы в России сделать выпуск серии книг. В Союз писателей вначале нужно обратиться.

 

- Вот уже несколько лет на балашихинском телевидении выходит полюбившаяся зрителям авторская программа Сергея Панова «Вечерний дилижанс», на которую приглашаются и наши литераторы. Они отвечают на вопросы, читают свои произведения. В эфире звучат авторские песни. Есть ли подобная передача на областном ТВ? Нужна ли она?

- На областном телевидении такой литературной программы нет, но программы, нацеленные на популяризацию литературы, конечно, должны быть. Думаю сейчас, в преддверии Года литературы, это должно появиться. Мы выходили с таким предложением неоднократно, говорили об этом с заместителем министра печати, записали в решение областного круглого стола по проблемам литературы, который проходил в Сергиевом Посаде в июне этого года. На телевидении «360 градусов. Подмосковье», в газете «Ежедневные новости. Подмосковье», в других СМИ надо бы создать литературные страницы, но пока нет единого подхода. Безусловно, его нужно выработать.

 

- Есть ли у Вас информация о каких-то областных сайтах, где размещаются литературные произведения и новости?

Опыта создания литературного Интернет-сообщества я сама не имею, хотя в Интернете очень часто отслеживаю стихи, прозу различных поэтов, прежде всего лауреатов различных премий, смотрю шорт-листы, стараюсь читать произведения, получившие литературные премии. Мое хобби – это чтение. Каждую свободную минуту я читаю, и поэтому отслеживаю новинки. Наверное, сайты есть у каких-то литературных сообществ, но меня поразило, когда готовила круглый стол подмосковного форума, что у нашей подмосковной писательской организации (крупнейшей, где свыше 300 членов) нет сайта. Они и сами понимают, что это плохо, но у них просто нет на это денег. Вот такая проблема пока. Есть только сайт Министерства культуры Московской области, где и эта тема раскрывается. Это хорошо, что вы задумали сделать сайт ЛИТО «Метафора» да еще с привлечением для его изготовления и технической поддержки студентов и педагогов Балашихинского промышленно-экономического колледжа. Его надо сделать интересным для всех поколений, всех литераторов и любителей литературы.

Для молодежи работа в Интернете очень важна, сайт ЛИТО «Метафора имеет хорошую перспективу. Отношусь к этому замечательно. Вообще к любому творчеству отношусь прекрасно. Считаю, что любое творчество в рамках закона, даже имеющее всего одного-двух почитателей, имеет право на существование. Каждый творческий человек имеет право на самовыражение. Никто никогда не сможет спрогнозировать, кто «выстрелит» своим творчеством, кто останется в веках.

 

- Есть ли у Вас информация о том, проведение каких литературных конкурсов планируется в 2015 году?

В 2015 году обязательно будут разные конкурсы, они пока не объявлены. Прежде всего, надо помнить, что это будет год 70-летия Победы. Однозначно будет объявлен конкурс. Кто будет в учредителях этого конкурса? Министерство культуры? Или подмосковная писательская организация сама, или в союзе с министерством культуры? Или в союзе с Московской писательской организацией? Сейчас все это находится в стадии обсуждения и в ближайшее время будет объявлено.

 

- Есть ли у Вас задумки, которые Вы пока не смогли реализовать? Видите ли Вы в нашем литературном объединении потенциал воплотить некоторые из них совместными с Вами усилиями, подключив творческие возможности наших литераторов, публицистов и, конечно, управление культуры администрации городского округа Балашиха?

- Мало людей, воплотивших все. Много мыслей и у меня пока не реализовано. Как сказал поэт Давид Самойлов, «упущенных побед немало, одержанных побед немного». Поэтому, безусловно, нереализованного у меня еще очень-очень много.

Вот, например. Мы уже говорили, что всегда все начинается с детства. Данные науки: если до 12 лет ребенок не взял книгу в руки, то и не возьмет. А если возьмет, то это будет счастливое исключение. Тем более при таком количестве гаджетов самого разного порядка, которые все имеют в наше время. К книге на бумаге каждое новое поколение должно приучаться с детства. У меня лично есть мечта, чтобы в каждой библиотеке была своя творческая лаборатория, в которую можно было бы прийти с любыми новыми предложениями в творчестве. Когда-то с Литературным институтом им Горького мы делали нечто подобное – творческую мастерскую, которую я назвала «Летящее перо». Вел ее замечательный писатель, литератор, историк Александр Петрович Торопцев. Это были дети Истринского и Волоколамского районов. В разные дни он туда приезжал, и дети, которые проявляли интерес, победители разных конкурсов приходили на встречи в эту творческую лабораторию.

Второе, что мне бы хотелось, это организация мастер-классов для всех литературных объединений и для всех районов, чтобы все были в равных условиях. Организовывать и вести такие занятия – это, конечно, труд. Замечательно, когда находятся альтруисты, но это можно один раз провести бесплатно. Подготовиться, приехать, транспортные расходы, пообщаться - потратить надо весь рабочий день, а, может, и не один. Надо несколько тысяч рублей за занятие платить. Мне хотелось бы, чтобы такие мастер-классы были организованы везде, а бюджеты были заложены в муниципалитетах при формировании бюджетов управлений культуры.

Что еще? У нас в Подмосковье нет таких литературных акций, инициатором которых было бы писательство, общественная организация литераторов, чтобы мы группировались вокруг писательских объединений. Не Министерство культуры чтобы было организатором, а именно общественность. Это может быть, например, областной литературный фестиваль, какая-то литературная акция. Стоит обдумать тему, чему такое мероприятие можно будет посвятить.

Мне кажется очень важным, особенно в Год литературы, проведение отчетов литературных объединений перед населением. Часто население просто не знает, что есть литературные объединения. Знают, что есть местные писатели, но вот про их объединение – не всегда. Надо это сделать в разных аудиториях.

Считаю, что недостаточно существует у нас литературных проектов, именно областных литературных проектов. Это нужно повсеместно инициировать, да и сами проекты разнообразить. Это, как мне представляется, очень важно для Союза писателей. Здесь большое поле деятельности. Например, задуманный вами проект «Читаем балашихинских авторов» - очень интересен. Можно записать стихотворения на дисках. Это очень современно, удобно. Они будут всегда под рукой – в школах, других учебных заведениях.