Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

А. C. Пушкин

Уроки стихосложения. Урок 1

Глотин Александр Павлович

Отбирая стихотворения для журнала «Балашиха – голоса сердец», часто наталкиваюсь на типичные ошибки авторов - это и затянутость стихотворения, слабость сюжета, избитые темы и рифмы и т.д.

Многие строфы можно смело выкидывать из стихотворения, стихи ничего от этого не теряют и становятся лучше. Для примера разберем стихотворение Елены Волжаниной.

 

За окном зазолотилась осень,

Вот и середина сентября.

На часах через минуту – восемь,

А душа тоскует без тебя.

 

Загрустила к вечеру погода,

Плачу я, и плачет серый дождь.

Видимо, известно и природе,

Что ко мне ты больше не придешь.

 

Что теперь уже не быть нам рядом,

Не прильнуть щекой к твоей груди,

Не позвать ни окликом, ни взглядом,

Все, что связано с тобою – позади.

 

Мы рассвет не встретим поцелуем

И в объятьях руки не сомкнем,

Вот поэтому душа моя тоскует,

А любовь оплакана дождем.

 

Выкидываем первую строфу, которая слабо связана с сюжетом, а слово восемь явно для рифмы притянуто к слову осень, и рифма совершенно не оправдана. Остается:

 

Загрустила к вечеру погода,

Плачу я, и плачет серый дождь.

Видимо, известно и природе,

Что ко мне ты больше не придешь.

 

Что теперь уже не быть нам рядом,

Не прильнуть щекой к твоей груди,

Не позвать ни окликом, ни взглядом,

Все, что связано с тобою – позади.

 

Мы рассвет не встретим поцелуем

И в объятьях руки не сомкнем,

Вот поэтому душа моя тоскует,

А любовь оплакана дождем.

 

Как видим то, что осталось, звучит ярче и свежей, но концовка слабая. Это вообще болезнь многих авторов. Надо стремиться к сильной концовке у стихотворения. Такой стих запоминается, притягивает к себе. А слабая концовка означает, что потенциальный читатель не запомнит это стихотворение и больше к нему не вернется.

Доработаем заключительные строки стиха:

 

Загрустила к вечеру погода,

Плачу я, и плачет серый дождь.

Видимо, известно и природе,

Что ко мне ты больше не придешь.

 

Что теперь уже не быть нам рядом,

Не прильнуть щекой к твоей груди,

Не позвать ни окликом, ни взглядом,

Все, что связано с тобою – позади.

 

Мы рассвет не встретим поцелуем

И в объятьях руки не сомкнем,

И не дождь – душа моя тоскует,

Что просвета нет за тем дождем.

 

Итог: выбросили лишнюю строфу и изменили всего две строчки, а стихотворение заиграло.

Надо критически относиться к каждому стихотворению. Новое стихотворение всегда нравится, поэтому возвращаться к нему для редакции надо после того, как оно немного полежит в столе и автор остынет к нему. Потом начинайте с ним работать, отсекая все лишнее, заезженное, меняя слабые образы и рифмы на более сильные. Ведь в поэзии иногда одно сильное, яркое стихотворение перетягивает на весах сотню добротных, но лишенных свежих образов и мыслей.